26. Муля, не нервируй меня!
В
кино Фаина Раневская дебютировала в 1934 году в роли госпожи Луазо в фильме
Михаила Ромма «Пышка». Истинный же комический талант актрисы раскрылся в
картине «Подкидыш». Ну, кто из нас не помнит знаменитую фразу, произнесенную
Раневской почти басом: «Муля, не нервируй меня!». Эта фраза стала классикой, и
чем чаще народ повторял ее, тем ненавистнее она, да и сама роль, была для
актрисы. Так бывает. Эффект перенасыщения.
Совершая
экскурсию по Таганрогу, мы непременно хотели побывать в доме-музее Фаины
Раневской. Хотя программа экскурсии трещала по швам, из-за того же
перенасыщения, для Раневской мы нашли время... И вот она предстала перед нами
во всей своей красе. Ба! Да это Ляля! Та самая Ляля, которая все время
повторяла: «Муля, не нервируй меня!».
–
Ну и что же вы не сказали этим вандалам свою коронную фразу: «Муля, не нервируй
меня!» – обращаюсь я к Ляле – Раневской.
Для городской скульптуры высотой 2 метра 20 сантиметров был
выбран именно этот персонаж Раневской из фильма «Подкидыш». Легкий ветерок чуть
тронул волосы и одежду этой статной дамы. От солнечных лучей или от дождя ее
защищает изящный бронзовый зонтик. Мы узнаем, что вандалы уже несколько раз
ломали спицы зонтика, а власти города вновь и вновь все восстанавливали.
Мне
вдвойне обидно за нее. Мы пересеклись с ней в имени. Дело в том, что меня в
детстве и в юности все звали Лялей. Да и сейчас зовут самые близкие. Ларисой
стали называть уже позже в институте. Просто-напросто я скрыла ото всех свое
неофициальное имя – Ляля.
«Жаль,
что Раневская – Ляля уже никак не сможет отреагировать на действия хулиганов»,
– думаю я. Уверена, что ее ответ был бы очень острым. Мы всей группой подходим
к памятнику, который установлен радом с домом, где прошли детство и юность
актрисы. Фотографируемся. Эти минуты волнительны. Потом все рассаживаемся на
парковой скамье, установленной в нескольких метрах от памятника. Рассаживаемся
будто в театре. У бронзовой скульптуры Раневской нет высокого постамента.
Героиня экрана стоит на небольшом возвышении, в гранитном круге, словно
очерченном лучом прожектора.
Однажды
Раневская сказала, разбирая ворох писем от поклонников: «Разве они любят меня?»
Она с трудом верила, что ей поклоняются тысячи незнакомых, далеких, чужих
людей. Скептически относилась к своему всенародному успеху. Порой не верила,
что когда восторженные зрители аплодируют и кричат «Браво!», то это
предназначено не высокой тетке с зычным голосом, а великой актрисе.
–
Браво Раневской! Браво великой актрисе! – провозгласила я, и мы всей нашей
группой стали аплодировать.
Мимо
проходили случайные прохожие. Два молодых человека. Наши возгласы и
аплодисменты заставили их замедлить шаг. Вникнув в ситуацию, они заулыбались и
тоже вместе с нами стали аплодировать Раневской. Любовь зрителей к вам не знает ни времени, ни границ! Поверьте,
Фаина Григорьевна! Это так. Не случайно же инициатором и спонсором создания
памятника вам в Таганроге выступил завод «Красный котельщик». Любит, любит вас
народ наш, Фаина Григорьевна!
Следующая глава
Предыдущая глава
К содержанию