Вторник, 11.12.2018, 07:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт писателей города Бендеры "ГОРИЗОНТ"

Меню сайта
Категории раздела
Наши статьи [122]
Статьи, написанные членами Бендерской писательской организации "Горизонт"
О нас пишут [54]
Статьи, написанные нашими коллегами о деятельности Бендерской писательской организации "Горизонт"
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Чеховский юбилей в Бендерах

Игорь Сметанников

Пролог

2010-й год был объявлен ЮНЕСКО «Годом А.П. Чехова», по случаю 150-летия великого русского писателя. В Бендерах, в культурной столице Приднестровья, это событие не могли не отметить. В день юбилея Антона Павловича, 29 января, общественность города собралась в актовом зале Центральной городской библиотеки на литературно-музыкальную композицию «Есть Чехова врачующее слово». Творческую встречу открывала Муза Гончарова, а дальше мероприятие продолжил председатель Бендерской писательской организации Леонид Алексеевич Литвиненко, мой бывший школьный учитель по русскому языку и литературе.

При подготовке юбилея я решил сделать оригинальный сюрприз для участников мероприятия – экранизировать в Бендерах несколько коротких рассказов А.П. Чехова, силами самих же бендерских писателей и прочего творческого люда. Леонид Алексеевич с удовольствием поддержал мою идею, назвав навскидку пару небольших чеховских забавных историй. И работа закипела!

Забегая вперёд, отмечу, что к концу 2010 года я снял 10 короткометражных фильмов по произведениям А.П. Чехова. В каждом из них Леонид Алексеевич либо сам снялся в главной роли, либо сопровождал действие на экране своим неподражаемым бархатным голосом за кадром. А играл он восхитительно, профессионально, как заправский киноактёр! Этот дар был развит у него ещё с детства, когда молодой Леонид преуспел в школьной театральной студии.

1. «Ушла»

21 января мы сняли первую короткометражку, по рассказу «Ушла». В ней было всего два действующих лица – муж и жена. Леонид Алексеевич, понятное дело, сыграл мужа, а роль жены согласилась исполнить Ирина Хорозова, работавшая тогда главным специалистом Управления народного образования г. Бендеры (позже её назначили директором ДДЮТ, а недавно она уехала на ПМЖ в Россию). Ирина Александровна прекрасно зарекомендовала себя как талантливая актриса в нашем предыдущем фильме – «Дыхание времени», и легко справилась с новой ролью. Всё действие снимали с нехитрым подручным реквизитом, в рабочем кабинете Ирины, условно приспособленном для фильма под квартиру. Управились за один съёмочный день.

Когда снимали этот фильм, ещё ничего не было известно о новом президенте США Дональде Трампе, избранном 8 ноября 2016 года. Эту фамилию тогда вообще никто у нас не знал. В нашей же экранизации фигурировал некий фон Трамб. Чехов наделил его многими отвратительными характеристиками: «Трамб подлец! Это такой негодяй... такой бессовестный человек! Без всяких принципов! Урод нравственный! Был у графа управляющим – нажился, теперь служит на железной дороге и ворует... Сестру ограбил... Негодяй и вор…». Когда читаешь этот рассказ, то различия в написании фамилий видны сразу. Но если фамилия Трамб произносится в фильме голосом, то легко услышать на конце не «б», а «п»! Трамп! И фраза чеховского персонажа «Этот Трамб такая тварь!» в наше время становится очень скользкой… Сразу в памяти всплывает другой чеховский афоризм – «Как бы чего не вышло» (из рассказа «Человек в футляре»).

2. «С женой поссорился»

Ещё через два дня, 23 января, мы с Леонидом Алексеевичем экранизировали второй рассказ А.П. Чехова – «С женой поссорился». Снимали уже у него на квартире. Здесь по сценарию было задействовано всего одно действующее лицо – муж, что упрощало съёмку. Но его партнёром согласно Чехову должна была выступить «большая собака Дианка». В то время у Леонида Алексеевича ещё не было собак, никаких – ни больших, ни даже маленьких. Зато у него жил шикарный кот Маркиз. Сверху – чёрный, а грудь, нос и кончики лапок – белые.

Нам пришлось немного скорректировать Антона Павловича. И не напрасно. Кот великолепно сыграл свою роль. Делал именно то, что надо было по сценарию. Будто бы всё понимал. Нас потом спрашивали, где же мы взяли такого умного дрессированного кота? Места надо знать! Кстати, позже Маркиз убежал из дома. Видимо, возгордился своей популярной ролью в кино, «зазвездился». Стал иметь бешеный успех у местных кошек. Так это или нет, но вскоре во дворе Леонида Алексеевича появилось очень много маленьких чёрненьких котят…

3. «Месть женщины»

До чеховского юбилея оставалось ещё несколько дней, и мы вполне успевали подготовить ещё одну экранизацию. Мой выбор пал на уморительный рассказ «Комик», подкупающий своей непредсказуемостью. Но в нём главный герой выставлен в таком неприглядном виде (выпивающий комический артист), что эту роль было даже как-то стыдно предлагать уважаемому человеку. И зря. Как потом говорил Леонид Алексеевич, он без проблем сыграл бы и хмельного комика. Ведь искусство требует жертв. И потом, выпивоха – это же не сам исполнитель роли, а персонаж рассказа русского классика. Но я не стал рисковать и подставлять моего учителя, а сам «лёг на амбразуру», приняв удар на себя. Оставалось подыскать партнёршу на главную женскую роль, которая (роль), честно говоря, тоже была малосимпатичной. Нашёл такую отважную героиню далеко не сразу. Меня вызвалась выручить бендерская писательница Надежда Делимарская. Она накануне мастерски снялась у меня в фильме «Дыхание времени», в большой интересной роли киевской журналистки Елены Петренко.

В общем, утром 24 января я с киноаппаратурой прибыл на квартиру Надежды для съёмок фильма «Комик». Однако, прочитав рассказ, она запретила мне играть в этом фильме, сочтя мою роль сугубо отрицательной, порочащей доброе имя. Ведь в жизни я многолетний убеждённый трезвенник, а играть мне пришлось бы алкаша с глубокого похмелья. Даже прекрасно понимая, что это всего лишь кинороль, Надежда всё равно не могла позволить мне запятнать репутацию, пусть и понарошку. Но искать нового исполнителя на моё место – уже просто не оставалось времени. Проще было подобрать новый рассказ для экранизации. Чем я и занялся, изучая литературные сайты в интернете. А Надежда в это время принялась готовить обед. К полудню я отобрал несколько чеховских рассказов, из которых мы остановились на женской мести – «Месть женщины». Кстати, здесь главные герои (доктор и обворожительная хозяйка дома Надежда Челобитьева), будучи интеллигентами, тоже были выставлены аморальными типами, но хоть не алкоголиками. А рассказ «Комик» я оставил на потом, для других актёров.

Наскоро пообедав, мы стали готовиться к съёмкам. Я развернул киноаппаратуру, расставил свет. Мне предстояло работать без оператора: я должен был сам и снимать, и одновременно сниматься, впервые в моей практике. Надежда тем временем соорудила себе причёску «а ля XIX век» с романтичными локонами, подобрала соответствующее платье, выкатила изящный журнальный столик, выложила на него вазочки с фруктами и конфетами, взяла колоду карт для пасьянса и извлекла из домашней библиотеки какую-то дореволюционную книгу. Мне дала позолоченные очки мужа (тогда я ещё не носил очков) и модную косметичку, имитирующую саквояж доктора... К вечеру того же дня «Месть женщины» была экранизирована.

Когда фильм показали по местному телевидению, его посмотрели многие горожане, включая всех моих родственников. Большинству он понравился. И только мой дядя отозвался о фильме не очень лестно. Он позвонил моей маме (то бишь своей сестре) и сказал: «А я и не знал, что твой сын такой жмот и бабник». Это можно было воспринять и как похвалу. Значит, я убедительно вжился в образ.

4. «Жизнь прекрасна»

О том, что мы начали экранизировать произведения А.П. Чехова, вскоре стало известно сотрудницам Центральной бендерской библиотеки. Причём, мы же об этом им сами и сказали, ведь на чеховском юбилее нам понадобилась бы демонстрационная техника, которую необходимо было заранее подготовить. Работницы библиотеки, недолго думая, тоже решили сняться в каком-нибудь фильме по Чехову. Главными застрельщицами этой идеи стали Сильвия Денисок и Муза Гончарова. Они подыскали подходящий жизнеутверждающий рассказ – «Жизнь прекрасна» – и пригласили меня снять его прямо в библиотеке, за день до юбилея!

Этот фильм дался нам не просто так, а кровью, натуральной. Одна из сотрудниц, Людмила Профир, по сценарию вытирая пыль на книжных полках, случайно зацепилась пальцем за торчащий гвоздик, и из ранки пошла кровь. Это было очень кстати для фильма. Мы сняли окровавленный палец крупным планом, цитируя фразу из рассказа – «Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: хорошо, что не в глаз!». А ведь никто из зрителей потом и не догадался, что кровь – натуральная. Да и зачем расстраивать народ, ведь «Жизнь прекрасна!». В общем, фильм мы снять успели.

Его и три других – «Ушла», «С женой поссорился» и «Месть женщины» – я показал 29 января в библиотеке на юбилее А.П. Чехова. Они имели большой успех у зрителей. Причём не столько с художественной точки зрения (профессионализм у нас явно хромал: а как же ещё можно снять настоящие фильмы без профессиональной техники и съёмочной группы, без профессиональных актёров и декораций, с нулевым бюджетом?), сколько от того, что в этом кино снялись хорошо знакомые всем лица, на фоне узнаваемых интерьеров. Зрителями было высказано единодушное мнение, чтобы мы продолжили экранизировать произведения Антона Павловича в том же духе. Чем мы с удовольствием и занялись буквально через несколько дней после юбилея.

5. «Злой мальчик»

Следующий рассказ Чехова для экранизации назывался «Злой мальчик». Его действие у классика происходило летом, но мы не стали дожидаться июня, и решили снимать зимой, перенеся начало фильма с берега реки в библиотеку Бендерского политехнического филиала Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко (БПФ ПГУ). В то время в БПФ работала Надежда Делимарская, которая договорилась с начальством о разрешении на съёмки. Это для неё не составило особого труда, т.к. её муж – заместитель директора БПФ по учебно-производственной работе. Она также подобрала главных героев из числа студентов и работников БПФ.
 

В фильме были задействованы всего три персонажа – гимназист Коля, его сестра Анна Замблицкая и её жених Иван Лапкин. Молодые должны были по сценарию уединяться в разных укромных местах и страстно целоваться. А гимназисту надлежало везде подглядывать за влюблёнными и грозиться всё рассказать «мамке», вымогая за молчание разные побрякушки. Исполнителя роли злого мальчика Надежда нашла среди студентов. Им был непременный участник студенческих театрализованных миниатюр Александр Савицкий. А парочку влюблённых сыграли технические работники БПФ. Целовались они настолько страстно и натурально, что вторых дублей просто не потребовалось. Но им, видимо, очень понравился процесс (не съёмочный, а «целовательский»), и влюблённые просили меня каждый эпизод снимать несколькими дублями. Я снисходительно шёл им навстречу, охотно делая дубли, но выключенной кинокамерой. Тогда у меня была ещё плёночная техника, и я старался экономить каждый метр плёнки, ведь она стоила денег.

Фильм был снят за один день, 3 февраля 2010 года. А уже на следующий день он был показан в БПФ ПГУ, куда меня и Леонида Алексеевича пригласила Надежда Делимарская на творческую встречу со студентами. Как и ожидалось, фильм имел огромный успех у студенческой аудитории. А БПФ ПГУ стал гордиться, что внёс свою оригинальную лепту в празднование юбилея великого писателя.

6. «Из воспоминаний идеалиста»

На этом я планировал закончить эпопею с чеховскими фильмами. Переключился на съёмку музыкальных видеоклипов. Но так продолжалось недолго. Чехов уже не отпускал меня. В начале сентября того же 2010 года мой бывший одноклассник Иван Смирнов праздновал свой 50-летний юбилей. Он пригласил в ресторан много своих друзей, в том числе и меня. Причём не столько в качестве гостя, сколько в роли видеооператора, чтобы я запечатлел его юбилей для потомков. Мероприятие получилось очень весёлым и интересным. Вёл его профессиональный специалист. Остроумные тосты, медленные романтические и быстрые зажигательные танцы, шутливые конкурсы, вокальные номера органично чередовались. Я с удовольствием всё фиксировал на фото и видео.

Уже дома, при монтаже отснятого материала, я обратил внимание на одну подвижную задорную пышнотелую привлекательную блондиночку. Она «зажигала» круче всех. В памяти вдруг сразу всплыли слова А.П. Чехова из рассказа «Из воспоминаний идеалиста»: «Представьте себе, что в вечерний час, когда всё спит, кроме соловья да изредка вскрикивающей цапли, когда слабо дышащий ветерок еле-еле доносит до вас шум далёкого поезда, вы гуляете в роще или по насыпи железной дороги с полной блондиночкой, которая кокетливо пожимается от вечерней прохлады и то и дело поворачивает к вам бледное от луны личико... Ужасно хорошо!». Чехову почему-то очень нравились женщины именно с такой комплекцией и таким цветом волос.

Этой блондиночкой оказалась Алла Шеваренкова, мастер спорта по академической гребле, чемпионка и призёр многих международных соревнований, директор городского бассейна «Дельфин». Кстати, когда-то в школе я тоже ходил в этот бассейн на занятия плаванием и тоже занимался академической греблей на той же Бендерской гребной базе «Чайка». Хм… Чайка… Не там ли у меня зародилось увлечение чеховским творчеством? Я быстро нашёл телефон Аллы и легко убедил её сняться в фильме «Из воспоминаний идеалиста».

Пока на улице была тёплая погода, решили снять эпизод купания на реке. О нём в рассказе упомянуто буквально в двух словах – «Потом купанье». 18 сентября мы приехали на берег Днестра. Была по-летнему тёплая солнечная погода, но вода в реке уже успела остыть. Однако это не страшило Аллу: она была закалённой спортсменкой и обычно купалась до ноября. Леонида Алексеевича мы в воду не пустили: не могли рисковать его здоровьем. Он томительно ждал свою блондиночку на берегу. В тот день мы запечатлели эффектные сцены купания и стали готовиться к следующим съёмкам. Но Алла внезапно серьёзно заболела (не из-за купания) и надолго уехала лечиться в Россию. Фильм оказался на грани срыва.

И тут я вспомнил о супруге Леонида Алексеевича. Ирина тоже блондиночка, миловидная и полненькая. Её роль – несложная, вполне подходящая для новичков. Ирина без колебаний согласилась на эту несложную роль и прекрасно с ней справилась. Основные сцены мы снимали 28 сентября во дворе частного дома, хозяином которого был известный бендерский писатель Евгений Лобанов, бывший директор Бендерского историко-краеведческого музея. В тот же день сняли прогулки по городу Ирины с Леонидом Алексеевичем и ещё один деликатный эпизод, который в чеховском рассказе описан так: «Не прошло и недели, как случилось то, чего вы давно уже ждёте от меня, читатель, и без чего не обходится ни один порядочный рассказ... Я не устоял...». И уже в конце дня мы заглянули в ресторанчик «У Татьяны» и сняли медленный танец под песню с пластинки из старинного граммофона. Разумеется, сцену купания в реке с Ириной мы снимать уже не стали: к тому времени ещё больше похолодало.

Ещё через день мы озвучили фильм. Вначале с Леонидом Алексеевичем записали его закадровый голос. А затем я встретился с композитором Александром Поповым в его музыкальном кабинете теоретического лицея. Там он спел романс «Когда немного грустно», под свой аккомпанемент на пианино, на свою же музыку. Стихи для романса, естественно, написал Леонид Алексеевич. Эта песня как раз и звучала в фильме с пластинки на старинном граммофоне. А чтобы придать звуку более натуральную «старинность», я наложил на него фонограмму шороха пластинки.

Надо сказать, что рассказ «Из воспоминаний идеалиста» ещё в 1984 году был экранизирован творческим объединением «Экран», с участием мэтров советского кино Ирины Муравьёвой и Михаила Казакова. Но наша картина была ничуть не хуже, а кое-где даже лучше, чем у профессионалов. По крайней мере, так считает Леонид Алексеевич. Этот фильм для него стал самым любимым, и теперь при каждом удобном случае он просит меня показывать его на различных мероприятиях. Что я всегда охотно делаю, поскольку и мне эта работа тоже очень нравится.

Однажды, при очередном показе этого фильма на большом экране, в зале собрались не только обычные зрители, но и писатели с членами их семей. И когда в финале картины герой Леонида Алексеевича спросил с экрана у зрителей: «Нет ли, господа, у кого-нибудь ста рублей взаймы?», жена писателя Бориса Бочагова громко крикнула на весь зал: «Лёня! Возьми у меня!».

Всё хорошо, но жаль только, что в фильм не попал эпизод купания с Аллой. Уж больно эффектно мы его сняли. Но он всё равно не пропал. Через шесть лет я включил его в другой чеховский фильм – «Рассказ, которому трудно подобрать название». Но это уже совсем другая история, которую я поведаю чуть позже.

7. «Размазня»

После этого фильма я опять решил завершить экранизацию произведений А.П. Чехова и переключился на другую тему. В частности, в начале сентября мы с бендерской писательницей Натальей Дендемарченко начали снимать по её сценарию детский фильм с первоклашками – «Фольклор-9». Параллельно с ним продолжил снимать клипы. В одном из них обыграл песню «Так же как все» («Песенка про меня») в исполнении Аллы Пугачёвой и группы «А-Студио». Она у меня звучала на фоне празднования Дня города Бендеры-2010, который традиционно отмечался 8 октября. Главная героиня клипа, Каринэ Афанасьева, работник Бендерского телевидения, по своей же инициативе ходила по городу («Так же, как все, как все, как все, Я по земле хожу, хожу, И у судьбы, как все, как все, Счастья себе прошу... Счастья себе прошу») и с интересом разглядывала праздничные мероприятия. Поэтому клип был скорее не о ней (но и о ней тоже), а о городе. Это мой излюбленный приём, когда с помощью посторонних рассказов и популярных песен я показываю красоту родного города. Кстати, в том клипе засветились и Леонид Алексеевич с супругой Ириной, и журналист Владимир Шаповалов, и мэр города Вячеслав Васильевич Когут, и даже Президент ПМР Игорь Николаевич Смирнов.

В тот же день помимо клипа мне удалось снять целый новый номер видеожурнала «Горизонт». В нём бендерские писатели читали на камеру свои произведения о городе. В таком же духе (съёмка клипов и видеожурналов) и дальше продолжилось бы моё творчество в Бендерах. Но тут вдруг А.П. Чехов опять дал о себе знать.

В конце октября звонит мне Леонид Алексеевич и говорит, что одна старшеклассница, Алина Роденко, попросила встретиться с ним сразу после осенних каникул, 8 ноября, чтобы взять интервью для своего школьного реферата по литературе. Больше того, она решила посвятить творчеству Леонида Алексеевича весь реферат. А в одной из глав хотела отразить нашу кинематографическую деятельность – экранизацию рассказов Чехова. Поэтому Леонид Алексеевич пригласил на эту встречу и меня, чтобы я поделился своим опытом.

Конечно же, я согласился помочь девушке. А чтобы её реферат был более эффектным, я задумал сделать оригинальный сюрприз для неё и для самого Леонида Алексеевича. Это немного смахивало на приключения Шурика в фильме «Кавказская пленница». Он приехал на Кавказ в научную экспедицию собирать местный фольклор и был просто счастлив, когда его пригласили поучаствовать в старинном обряде похищения невесты, якобы понарошку для него. А я запланировал снять ещё один коротенький фильм по рассказу Чехова, с участием Леонида Алексеевича и Алины. Пусть девушка на себе прочувствует всю прелесть киносъёмочного процесса и отразит его в своём реферате.

Как и договорились, 8 ноября мы встретились в самом литературном месте города – на лавочке у памятника А.С. Пушкину, расположенном на улице А.С. Пушкина, рядом с гимназией № 2 им. А.С. Пушкина, недалеко от Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина. Леонид Алексеевич ответил Алине на вопросы по своей теме, потом я – по своей. И когда в её глазах появился блеск и живой интерес к кинотворчеству, я задал ей примерно такой вопрос, какой звучит в названии популярного советского фильма – «Девочка, хочешь сниматься в кино?». Пока она приходила в себя от неожиданного предложения (Леонид Алексеевич же ничуть не удивился), я достал из сумки камеру, микрофон и распечатку с текстом сценария. Рассказ выбрал коротенький, с минимумом слов для героини. Назывался он «Размазня».

Сняли мы его за полтора часа, без репетиций и дублей, не отклонившись от сценария ни на шаг. И хоть в нём описывались события более чем столетней давности, тема оказалась весьма актуальной и сегодня. Некоторые коллеги даже усмотрели в рассказе некие смелые призывы. Особенно в финале: «Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазнёй?
Она кисло улыбнулась, и я прочел на её лице: «Можно!».
Я попросил у неё прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому её удивлению, все восемьдесят рублей. Она робко замерсикала и вышла... Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!».

8. «Предложение»

После успешного дебюта в фильме «Из воспоминаний идеалиста» Ирина Некрасова почувствовала сладко-дурманящий вкус киносъёмочного процесса и возымела желание продолжить участие в экранизации произведений А.П. Чехова. Леонид Алексеевич поддержал жажду творчества своей супруги и предложить утолить её более солидными работами классика – одноактными пьесами «Предложение» и «Юбилей». Ему и самому хотелось попробовать себя уже не в коротеньких рассказиках, а в основательных произведениях.

Начать решили с менее сложного «Предложения», в котором всего три действующих лица. Леонид Алексеевич играл жениха – Ивана Васильевича Ломова, очень мнительного помещика. Он пришёл делать предложение руки и сердца соседке – помещице Наталье Степановне Чубуковой, которую играла Ирина. В пьесе был ещё и третий персонаж – отец соседки Степан Степанович Чубуков. Искать исполнителя этой роли долго не пришлось. Он нашёлся сам. Оказывается, бендерский писатель Анатолий Трифонович Козбинов тоже мечтал сниматься. До меня дошли слухи о его сетованиях, что я не делаю ему приглашений на съёмки. И тогда я сделал ему предложение сняться в «Предложении», и он с большим удовольствием согласился.

Приступили к съёмкам 24 ноября в Литературной гостиной Центральной городской библиотеки. Жених должен был прийти делать предложение в костюме и белых перчатках. Костюм у Леонида Алексеевича был, а вот белых перчаток – нет. И в продаже чисто белых не нашлось. Продавались только перчатки для садово-огородных работ, со специальным покрытием с внутренней стороны для защиты от скольжения. Пришлось взять такие. Но этим самым мы подчеркнули, что помещик не бездельник, а трудолюб. Что он может на своём поместье и землю вскапывать, и траву косить.

Пьеса строилась на споре вокруг Воловьих Лужков, кому они на самом деле принадлежали. Эти Лужки склонялись женихом и невестой направо и налево. А в одном месте Ломов произносит: «Мне, Наталья Степановна, Лужков не надо...». Многие помнят, что мэром Москвы долгое время (1992-2010) был Юрий Михайлович Лужков. Буквально за два месяца до наших съёмок, 28 сентября 2010 года, Президент России Дмитрий Медведев подписал указ «О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы». Согласно указу Юрий Михайлович Лужков «в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации» был освобождён от должности мэра Москвы. Я вот тут подумал: хорошо, что мы снимали «Предложение» уже после этого указа, а не до него. Иначе потом нас обвинили бы в том, что мы «накаркали» ситуацию с увольнением Юрия Лужкова: «Мне, Наталья Степановна, Лужков не надо...».

9. «Юбилей»

Закончив работу над «Предложением», мы в том же составе перешли в следующую пьесу – «Юбилей». Она органично вписывалась в тему экранизаций произведений Чехова, посвящённых его юбилею: «Юбилей» к юбилею. Для съёмок выбрали зал Отдела искусств Центральной городской библиотеки. Он у нас стал N-ским банком взаимного кредита, отмечавшим по сценарию 15-летний юбилей. Снимали два полных дня 6 и 7 декабря. А потом ещё три дня озвучивали – 9, 10 и 11 декабря.

Леонид Алексеевич перевоплотился в директора банка Андрея Андреевича Шипучина. Супруга Леонида Алексеевича Ирина играла роль его супруги Татьяны Алексеевны. Анатолий Козбинов стал злобным бухгалтером банка Кузьмой Николаевичем Хириным. Добавились другие бендерские писатели, игравшие небольшие роли сотрудников банка.

Не хватало пока исполнительницы роли Настасьи Фёдоровны Мерчуткиной, «старухи в салопе», жены губернского секретаря. Она в пьесе – тоже довольно значительное действующее лицо. Её роль состояла в том, чтобы правдами и неправдами вытребовать у директора банка нужную ей сумму. Кому же предложить эту непростую роль? И опять помог случай. Буквально накануне ко мне обратилась бендерская писательница Светлана Александровна Мазерина и сказала, что с удовольствием сыграла бы в моих чеховских фильмах роль какой-нибудь занудливой бабульки. Так судьба Мерчуткиной была фатально решена.

Кроме того, Светлана Мазерина очень кстати принесла на съёмки свои старые бухгалтерские счёты. Для Кузьмы Хирина. Надо сказать, что Светлана Александровна и Анатолий Трифонович в реальной жизни испытывали взаимную неприязнь. Почти на каждом заседании писательской организации у них происходили какие-то конфликты. Эта антипатия тоже была кстати для фильма. По сценарию они должны были жёстко браниться. И это им удалось перед камерой без проблем, естественно и натурально.

Вообще от бухгалтера Кузьмы Хирина в фильме досталось всем персонажам. Так полагалось по сценарию. Но больше всего пострадала Татьяна Алексеевна, роль которой исполняла Ирина. Анатолий Козбинов настолько реально вошёл в образ, что Ирина испугалась его по-настоящему. Он, действуя по сценарию, с перекошенным от злости лицом кричал ей страшным голосом: «Вон! Искалечу! Исковеркаю! Преступление совершу!». Ирина серьёзно опасалась, что Анатолий Трифонович может её изувечить, или она просто заболеет от страха. Я её успокаивал, что это даже хорошо для фильма, если на экране она будет выглядеть реально испуганной. Но Ирина не унималась: «Я могу после съёмок попасть в больницу». «Не беда, – успокаивал я, – мы будем навещать тебя, приносить гостинцы». В общем, кое-как хором уговорили Ирину сниматься дальше, гарантировав ей, что Анатолий Трифонович и пальцем её не тронет.

Когда Кузьма Хирин довёл директора банка до сумасшествия, а женщин – до обморока, в кабинет вошла депутация сотрудников банка и один из них (Владимир Перстнёв) голосом Брежнева начал читать текст поздравительного адреса. Директор смог только пробормотать в ответ: «депутация, делегация, оккупация». Обе женщины беспомощно застонали… Юбилей «удался»! Депутация поспешила ретироваться. Когда служащие банка выходили из кабинета, писатель Виктор Кучеренко интуитивно остановился у камеры и очень уместно недоумённо развёл руки в стороны. Этот удачный кадр я остановил при монтаже и сделал на нём финальное затемнение.

10. «Комик»

К началу декабря 2010 года я экранизировал уже девять произведений великого писателя. Для ровного счёта не хватало ещё одного короткометражного фильма. Теперь мне уже хотелось к концу юбилейного чеховского года выпустить диск с десятью фильмами – красивое юбилейное число. Для заключительной экранизации был намечен всё тот же рассказ «Комик», который мы никак не могли снять с начала года. Женскую роль я попробовал предложить бендерской писательнице, журналисту, корреспонденту «Радио Приднестровья» Ларисе Черниковой. Она охотно согласилась! Но в качестве партнёра порекомендовала на мужскую роль не меня (дескать, мне уже хватило главной роли в фильме «Месть женщины»), а писателя Владимира Будигая, ещё ни разу не задействованного в нашем кино. Он тоже согласился.

Но Лариса всё никак не могла выкроить свободного времени для съёмок, даже для такой несложной роли. Декабрь традиционно был насыщен в городе огромным количеством мероприятий, которые должны были обязательно освещены ею на радио. Но я не мог ждать до января, пока Лариса освободится. И, как это ни печально, мне пришлось сделать ей замену. Лариса, всё понимая, особо не возражала, хотя было видно, что она немного расстроилась.

В конце концов, женскую роль в фильме «Комик» исполнила Каринэ Афанасьева, работник Бендерского телевидения. Справилась великолепно! Она незадолго до этого сыграла главную роль у меня в клипе «Так же как все» («Песенка про меня»), о чём я уже упоминал выше. «Комика» мы сняли 12 декабря до обеда в квартире моей мамы. Это был воскресный день, и родители в это время ушли в церковь. Никто никому не мешал. Володе Будигаю, исполнявшему роль комика Ивана Акимовича Воробьёва-Соколова, надели на голову красный санта-клаусовский колпак, а на нос – красный поролоновый шарик на резиночках. Так он был больше похож на комика. Каринэ облачилась в роскошное платье и надела эффектный длинноволосый парик, превратившись в соблазнительную актрису Марью Андреевну, роль которой она и должна была сыграть. В тот же день и озвучили фильм.

Лариса же поневоле оказалась в роли соблазнённой и брошенной. Меня это очень напрягало. Так обращаться с женщинами я не привык, пусть даже ситуация возникла не по моей вине. И я специально для Ларисы решил снять в январе ещё один чеховский фильм, где бы она сыграла главную роль и смогла бы показать зрителю свой актёрский талант. Но это уже совсем другая история, для другого большого интересного комедийно-драматического рассказа, который я поведаю чуть позже.

Эпилог

Диск под общим названием «Чеховский юбилей в Бендерах» с десятью фильмами успел-таки выйти до конца года. Его продолжительность составила ровно 2 часа, с точностью до секунды. Презентация фильма состоялась 25 декабря 2010 г., в последнюю субботу уходящего юбилейного чеховского года. В этот день бендерские писатели традиционно провожали старый год. Были Дед Мороз (Анатолий Новиков) и Снегурочка (Надежда Делимарская), пляски, песни, конкурсы, банкет.

Гвоздём программы стало наше кино. После его просмотра Валерий Иванович Кожушнян, председатель Союза писателей Приднестровья, пошутил, глядя на Мерчуткину (Светлану Мазерину): «Теперь я знаю, кто будет для приднестровских писателей выколачивать деньги у начальства». Каждый писатель получил в подарок диск с записью фильма, в компактной коробочке с красочной обложкой. Такой же диск я подарил и самой библиотеке. А всем, кто снимался в нашем фильме, я торжественно вручил благодарственные грамоты от Кинокомпании «Кардея».

Все эти и другие наши фильмы, снятые по произведениям Антона Павловича Чехова, можно посмотреть на сайте Бендерской писательской организации в разделе "Наше кино":

http://benderygorizont.ucoz.ru/index/nashe_kino/0-89
 

Категория: Наши статьи | Добавил: Igor (20.11.2016)
Просмотров: 303 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Поиск